Недавно сходила на встречу книжного клуба. Обсуждали "Евгения Онегина".
Так как литература как предмет в школе была ужасно неинтересная, у меня сейчас происходит новое знакомство с классикой. Мне показали, как много интересного стоит за текстом, сколько разнообразных мнений есть, что можно считаться не только с мнением критиков, но и иметь свое мнение, что в школе не приветствовалось.
Откровения этой встречи.
Во-первых, что это произведение - практически энциклопедия жизни времен Пушкина. Можно отследить, как было принято себя вести, что предпочитали люди того времени, где и как давалось, что ели, куда было модно ходить.
Во-вторых, Онегин не хотел дуэли с Ленским и нарушил правила дуэли: проспал, позвал в секунданты слугу. Собственно, правила нарушил и секундант Ленского - Зарецкий, когда даже не предложил Онегину высказаться о примирении.
Но дуэль состоялась, когда она уже и не была никому нужна: вроде и Ленский немного остыл и рад бы был все отменить, и Онегин понял, что перегнул. Все оказались упертыми и принципиальными.
В-третьих, литературоведы и толкователи часто в произведении ищут, в кого автор вложил себя, свои черты. И иногда они делают очень интересные выводы. Есть мнение, что больше всего на Пушкина похож, конечно, Онегин. Из повествования понятно, что автор испытывает к нему тёплые чувства. Но больше всего меня поразило мнение, что Пушкин в романе - это Татьяна. Вот уж и не подумала бы! Вроде бы как это изначально отметил близкий друг поэта Кюхельбекер.
Однако, это тоже всё только предположения, что на самом деле было вложено в это произведение, в героев мог бы сказать только автор.
Так как литература как предмет в школе была ужасно неинтересная, у меня сейчас происходит новое знакомство с классикой. Мне показали, как много интересного стоит за текстом, сколько разнообразных мнений есть, что можно считаться не только с мнением критиков, но и иметь свое мнение, что в школе не приветствовалось.
Откровения этой встречи.
Во-первых, что это произведение - практически энциклопедия жизни времен Пушкина. Можно отследить, как было принято себя вести, что предпочитали люди того времени, где и как давалось, что ели, куда было модно ходить.
Во-вторых, Онегин не хотел дуэли с Ленским и нарушил правила дуэли: проспал, позвал в секунданты слугу. Собственно, правила нарушил и секундант Ленского - Зарецкий, когда даже не предложил Онегину высказаться о примирении.
Но дуэль состоялась, когда она уже и не была никому нужна: вроде и Ленский немного остыл и рад бы был все отменить, и Онегин понял, что перегнул. Все оказались упертыми и принципиальными.
В-третьих, литературоведы и толкователи часто в произведении ищут, в кого автор вложил себя, свои черты. И иногда они делают очень интересные выводы. Есть мнение, что больше всего на Пушкина похож, конечно, Онегин. Из повествования понятно, что автор испытывает к нему тёплые чувства. Но больше всего меня поразило мнение, что Пушкин в романе - это Татьяна. Вот уж и не подумала бы! Вроде бы как это изначально отметил близкий друг поэта Кюхельбекер.
Однако, это тоже всё только предположения, что на самом деле было вложено в это произведение, в героев мог бы сказать только автор.